Торжество в честь перенесения Святого Нерукотворного Образа Спасителя Иисуса Христа

29 августа (16 августа по юлианскому календарю) Русская православная церковь отмечает день переноса Нерукотворного образа (убруса) Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, случившийся в 944 году. Согласно преданию, во времена земной жизни Иисуса в сирийском городе Эдессе правил царь Авгарь.
Этот царь страдал от тяжелой формы проказы. Слухи о чудесах, совершенных Христом, быстро распространились по Сирии и достигли Авгаря, который поверил в Иисуса как в Сына Божия и направил Ему письмо с просьбой о помощи и исцелении.
Вместе с посланием царь послал художника Ананию в Палестину, поручив ему создать изображение Спасителя. Анания прибыл в Иерусалим и увидел Иисуса, окруженного большой толпой.
Из-за плотного скопления народа он не мог приблизиться, чтобы написать Его портрет. Тогда Анания встал на камень повыше и попытался издали изобразить Христову внешность, но безуспешно.
Сам Господь позвал Ананию по имени и передал посланнику краткое письмо для Авгаря, в котором восхвалял веру царя и обещал направить Своего ученика для исцеления и духовного наставления. Затем Христос попросил воду и убрус.
Он умыв лицо, вытер его убрусом — на ткани отпечатался Его Божественный лик. Анания возвратился в Эдессу с убрусом и письмом Спасителя.
Царь с почтением принял святыню и получил исцеление — лишь незначительные следы болезни остались на его лице до прибытия обещанного ученика Господа, апостола от семидесяти святого Фаддея, который проповедовал Евангелие и крестил Авгаря и жителей Эдессы.
Римский историк IV века Евсевий Кесарийский, описывая это событие в своей Церковной истории, приводит в доказательство два документа, переведенных им в VI веке. Прокопий Кесарийский в книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" рассказывает о посещении Авгаря апостолом Фаддеем. Авгарь украсил святыню и разместил её в нише над городскими воротами, написав на образе слова: "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится".
Много лет жители сохраняли обычай преклоняться перед Нерукотворным образом при проходе через ворота. Однако один из правнуков царя, правивший Эдессой, отошел к идолопоклонству и решил снять убрус со стены. Тогда Христос явился в видении местному епископу и приказал тайно спрятать свой образ.
Епископ ночью пришел к воротам, зажег лампаду у образа и замуровал его, закрыв глиняной доской и кирпичами. В 545 году, во время осады Эдессы войсками персидского царя Хозроя, епископ Евлалий получил откровение о местонахождении святого убруса.
Разобрав кладку, жители обнаружили не только хорошо сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого Лица на керамической доске, скрывавшей святыню. После этого великого открытия и молитвенного собора осаждающие неожиданно оставили осаду и покинули земли Эдессы.
В 630 году город был завоеван арабами, однако они не препятствовали поклонению Нерукотворному образу, который снискал славу по всему Востоку. Он оставался главной святыней города до 944 года.
В 944 году император Константин VII Багрянородный (912–959) пожелал переместить святыню в Константинополь — тогдашнюю столицу православного мира, и выкупил её у правителя Эдессы. С почестями образ и письмо Авгаря были перенесены священнослужителями в столицу.
16 августа образ поместили в храме Пресвятой Богородицы на Фаросе. Что же касается дальнейшей судьбы Нерукотворного, существуют различные версии.
По одной из них, во время правления крестоносцев в Константинополе (1204–1261) святыня была похищена, однако корабль с ней утонул в Мраморном море. По другим преданиям, около 1362 года образ передали в Геную, где он хранится в монастыре апостола Варфоломея.
Известно, что Нерукотворный образ многократно оставлял свои точные отпечатки. Один из таких отпечатков, именуемый "на керамии", возник, когда Анания прятал убрус у стены Эдессы.
Другой отпечаток был оставлен на плаще, который попал в Грузию. Культ Нерукотворного образа распространился на Руси в XI–XII веках и особенно получил развитие со второй половины XIV века.
В 1355 году митрополит Алексий, только что назначенный в Москве, привез из Константинополя копию иконы Спаса Нерукотворного и заложил для неё храм. По всей стране начали возводить храмы, монастыри и алтари, торжественно посвященные Нерукотворному Образу, получившие название "Спасские".
Перед иконой молился Дмитрий Донской, ученик митрополита Алексия, когда узнал о нападении Мамая. Во время походов, начиная с Куликовской битвы и вплоть до Первой мировой войны, русское войско сопровождали хоругви с образом Спаса, которые называли "знамениями" — этот термин сменил древнее слово "стяг".
Иконы Спаса размещали на крепостных башнях. Подобно Византии, Спас Нерукотворный стал защитником городов и страны, одним из центральных символов русского православия наряду с крестом и распятием.
В народе праздник образа получил название "Спас на полотне" или "Третий Спас" — завершающий Успенский пост. Переход празднования на следующий день от Успения был сделан, чтобы не совмещать два торжества. В этот день освящали домашние тканые полотна и пекли хлеб из нового урожая.
Ещё его называли Ореховым Спасом, поскольку к этому времени созревают лесные орехи и начинается их сбор. Этот материал подготовлен на основе исторических данных.