Звёздное выступление Валерия Гергиева и Мариинского оркестра покорило Пальмиру

Анна Кочарова, МИА "Россия сегодня" Говоря о данном концерте, сложно обойтись без стандартных клише и громких слов. Однако уже сама информация о том, что Валерий Гергиев совместно с оркестром Мариинского театра выступят в недавно освобожденной Пальмире, вызвала глубокое потрясение.

Все вокруг этого события кажется необычным: символическое значение такого шага, мгновенная организация полного симфонического ансамбля прямо в зоне боевых действий, а также то, как Гергиев вновь нашел время и силы для такой масштабной выездной акции. Именно сейчас проходит Московский Пасхальный фестиваль – одно из творений маэстро, к которому он испытывает особую привязанность.

Десятки выступлений задействуют разные города России, и во многих из них главенствует сам Гергиев. Вчера – Екатеринбург, завтра — Пермь.

О способности руководителя Мариинского театра работать в интенсивном режиме говорится уже не первый год. В оркестре несколько составов, и все музыканты живут под ритм маэстро.

Но, безусловно, суть сегодняшнего события – это не его плотный график. Древний город Пальмира. Концерт под названием "С молитвой о Пальмире. Музыка возвращает жизнь древним камням" был посвящен памяти погибших защитников города, среди которых хранитель Пальмиры Халед Асаад и российский офицер Александр Прохоренко. Мероприятие прошло в историческом амфитеатре – том самом, который жестокие варвары, захватившие город, использовали для устрашения и казней.

Недавние новости еще свежи в памяти: гнусное убийство главного хранителя Пальмиры и разрушение бесценных памятников. Для многих стало открытием, что всем знакомое с школьных учебников изображение — знаменитая Триумфальная арка Пальмиры.

Месяц назад российские специалисты, во главе с Михаилом Пиотровским, генеральным директором Государственного Эрмитажа, оценивали пострадавшие объекты и сроки возможного восстановления этого уникального города. И вот сегодня, на трибунах древнего амфитеатра, вместе с Пиотровским, российским министром культуры Владимиром Мединским, сирийским министром культуры Исамом Халилем, а также представителями ЮНЕСКО, учеными, российскими военными и жителями Пальмиры звучит музыка Прокофьева и Щедрина.

Россия предстала в Сирии не только в роли защитника. С первыми аккордами музыки в истерзанную Пальмиру вернулись Бах, Щедрин и Прокофьев. Известно, что искусство размывает границы и позволяет каждому услышать и понять в произведении именно то, что волнует в текущий момент.

Безусловно, звучавшая в древнем амфитеатре музыка сегодня приобрела особенное значение и глубокий смысл. Короткая, чуть менее часа, программа была лаконичной и символичной.

Концерт открыла чакона Баха из партиты ре минор для сольной скрипки в исполнении Павла Милюкова. Это выдающееся по силе и глубине произведение мировой классики не оставляет слушателей равнодушными.

В этой сдержанной, наполненной философией музыке, звучавшей над древним городом, ощущалась и скорбь по утраченного, и попытка осмысления произошедшего. Но главным остается — несмотря на всю возвышенность этих слов — торжество порядка над хаосом.

Далее прозвучала "Кадриль" Щедрина из оперы "Не только любовь", одного из самых любимых композиторов Гергиева. Солировал Сергей Ролдугин — чье имя в последнее время упоминалось не столько в музыкальных новостях, сколько в связи с "панамскими досье".

В сатирической, слегка гротескной манере "Кадриль" приобрела необычный оттенок, учитывая древние декорации Пальмиры. Однако эта своеобразность была полностью компенсирована завершающей классической симфонией Прокофьева.

Это произведение композитора, 125-летний юбилей которого отмечался в апреле, когда-то было посвящено европейскому классицизму. И конечно, невозможно не признать заслуг Валерия Гергиева, который, представив программу и коротко объяснив всё как на русском, так и на английском, на самом деле высказался посредством самой музыки.

Добавить комментарий